Читальня Знания Персонажи Славянской мифологии

array(0) {
}

Персонажи Славянской мифологии
string(58) "Персонажи Славянской мифологии"

Персонажи Славянской мифологии


Персонажи Славянской мифологии
Южные славяне верили в одно поверье: очень давно звери были людьми, но те, кто осмеливался принести ложную клятву, оскорбить родителей или злодействовать превратились в зверей.

Все животные способны видеть и слышать все, иногда даже предвидеть. Они способны ощущать тоже, что чувствуют люди. Такой дар они получили вместо способности разговаривать. Не смотря на то, что они потеряли возможность разговаривать, они приспособились общаться между собой. Были времена, когда каждое существо, даже неодушевленное, например, камень, могли свободно разговаривать друг с другом. Ведь не зря, образы славянской мифологии передавали информацию о том, что и у гор есть глаза, и у стен есть уши, и камни могут рассказать многое.

С давних времен к нам дошли персонажи славянской мифологии, например неуклюжий медведь, его запечатлели во всех сказаниях, пословицах и даже прибаутках. Славянские жители называли его Михаилом Иванычем, или просто Мишей Топтыгиным. Персонаж это добрый, конечно, по-своему, по-звериному, но это до тех пор, пока его не обидеть. Охотники же, которые шли на него с оружием тех времен, на его доброту не рассчитывали, ведь он в любой момент может обернуться из «мишки косолапого» в лесное свирепое животное. Славяне говорили, что: «Медведь – брат Лешего», поэтому встречаться с ним не самое лучшее решение. Мифы славянской мифологии гласят, что именно желание медведя влияет на зимнюю погоду, а когда он повернется в берлоге, значит, до весны осталась ровно половина.

Так же, вот, попала под сказки да рассказы, Лиса Патрикеевна или Кумушка. Если человек хитрит, значит он старается «лисой пройти», они даже слово придумали: «лисить». Не смотря на то, что лисы по натуре своей, слабее волков, но живут они куда лучше в лесах русских. Говорили, что она сможет семь волков провести своей хитростью, и никакая собака не сможет уберечь курей от нее, ибо хитра Патрикеевна. Так же, говорилось, что лиса даже когда спит, кур пересчитывает у мужиков.

«У лисы и во сне ушки — на макушке!», «Где я лисой пройдусь, там три года куры не несутся!», «Кто попал в чин лисой, будет в чине — волком!», «Когда ищешь лису впереди, она — позади!», «Лиса все хвостом покроет!» — перебивают одна другую старинные пословицы и поговорки. «У него лисий хвост!» — говорится о льстивых хитрецах.

Заяц же у славян робок, слаб и труслив. Про него многое сказано, например, «По лесу - лисье жаркое в шубке бежит!», «Труслив, как заяц!». Но кроме слабости, этому животному приписывают еще и быстроту. Считается, что солнечных зайчиков, именно поэтому так и прозвали. С зайцами сравнивались и огоньки, которые стремительно перемещались по углям в печи. Различные суеверия советуют, не вспоминать об ушастых в процессе купаний, обосновывая это тем, что зайцы водяному не нравятся и он утопить может. Но и это не все особенности зайцев, так же их сравнивали с мужской силой, сладострастием. Например, вот одна хороводная песня:

Заюшка, с кем ты спал да ночевал,
Беленький, с кем ты спал да ночевал? Спал я, спал я, пане мой,
Спал я, спал я, сердце мой,
У Катюхи — на руке,
У Марюхи — на грудях,
А у Дуньки вдовиной на всем животе.

По сей день народ верует, если заяц бабе приснится, то она забеременеет. Южные славяне, перед  любованием с женой пили кровь зайца, чтобы зачать могла любимая.

Самым важным и любимым персонажем в мифологии славян с давних пор считается Мать — Сыра Земля. Божества славянской мифологии подчинялись именно ей.

Мать – Сыра Земля была для людей, которые обожествляли природу живым существом, схожим с человеком.Все травянистое они сравнивали с волосами Земли, каменистые скалы – это кости матушки, а корни деревьев – жилы. Кровью же считалась вода, проступающая из ее недр.

Как все женщины, Земля могла рожать земные создания, в бурю считалось, что она стонет от боли, гнев ее выражали землетрясения, когда выходило солнышко, означало, что она улыбается, в зиму холодную она спит, просыпается каждой весной, а при засухе она болела и умирала. И всегда человек помощи просил у Матери Земли, богатыри припадали к ней, чтоб силушкой наполниться, а копьем в нее ударит, значит, она обязательно змееву черную кровь поглотит, вернут людям загубленным жизнь их.

«Если человек не почитает Землю-кормилицу, значит, и хлеба ему не будет, — говорили пахари. — И не просто досыта, а и впроголодь не даст». Если не поклонится сыновьим поклоном, то Земля будет тому не пухом, а тяжелым камнем. Также наши предки считали, что если на чужбину не взять горсти родной земли с собой, то и не воротишься.

В давние времена, заболевшие люди ходили в поле чистое, чтобы поклонится Земле на все четыре стороны, при этом проговаривая: «Прости, сторона, Мать — Сыра Земля!». А лекари приводили больных на места, где они упали или ушиблись, чтобы они просили Землю о прощении, говоря при этом: «Чем заболел, тем и лечись!».

В народе, Землю Матушку считали целебным средством. Если её слюной смочить, то и рану знахарь этим может залечить, кровь остановится, а если голова болит, нужно землю к голове приложить. При этом следует сказать, «Как здорова Земля, так же и моя голова была бы здорова!». А когда выгоняют весной скотину первый раз, до сих пор иногда говорят «Мать — Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота и лихого дела!».

Если человек хочет дать священную и нерушимую клятву, он говорит: «Пусть прикроет меня Мать — Сыра Земля навеки, если я вру!». Если люди идут бороться не на жизнь, а на смерть, ОНИ смешивают кровь с пораненных пальцев с Землей и передают эту горсть друг другу, это означает, что теперь их родство навеки.

Еще в древние времена были ведуньи и знахари, умеющие рассказывать судьбу по горсти земли, которую они брали под левой ногой человека, которому гадали.

Теперь же «Вынуть след» у человека, люди называют очень нехорошим делом с темными целями. Давние обычаи сообщают нам о том, что шептание на такой след означает, ни что иное, как связать волю человека, по ногам и рукам. Все люди, верующие в суеверия очень пугаются такого. «Матушка — кормилица, сыра Земля родимая, укрой меня от призора лютого, от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза недоброго, от языка злобного, от навета бесовского. Слово мое крепко, как железо. Семью печатями оно к тебе, кормилица».

«Мать — Сыра Земля, припечатоно — на многие дни, на долгие годы, на всю жизнь вековечную!» - говорят люди, стараясь избежать нанесения вреда таким способом. Мировоззрение славян на то время заключалась в том, что Земля и плоская, и круглая. А край света, это там, где купол неба соединяется с землей. А землетрясения происходят, потому что Землю держит на своем роге бык, а когда он устает, то перебрасывает ее на другой рог.

Птицы, изображенные в славянской мифологии, занимают особое место, которое чрезвычайно значимо для людей. Главный бог Род, который считается началом всех начал, превращался в серую утку, спускаясь на Землю. Она считалась его основным символом, носившим его силу. Благодаря этой утке, по мнению славян, на земле появились такие понятия, как добро и зло, жизнь и смерть.

А вот волк, изображался в славянской мифологии, как двуликое создание, с одной стороны его боялись, с другой боготворили. Образ кота, показанный в славянской мифологии, служил охранником богатств, по мнению давнего народа, коты охраняли подземные клады, и лишь изредка можно было видеть их уши. А вот Баба Яга, которая до сих пор известна нашему поколению по сказкам - хранительница лесов и зверей в славянской мифологии.

Многие герои славянской мифологии до сих пор живут в наших сказках и поверьях, так стоит задуматься, может быть, они совсем не миф?

Войдите, чтобы оставить комментарий