Вы хотели что-то приобрести?
А может, обратиться за помощью?
У вас пока нет денег?

Чудо случится именно с вами!

Алена Полынь предлагает вам в подарок ритуал на деньги, который и приведет к вам средства на первую покупку!


Условия для получения подарка:

  • Средств и вправду нет на услугу или покупку.
  • Вы еще ничего не приобретали на сайте, но очень хочется.
  • Пришедшие деньги вы потратите именно на сайте ИСВ.
  • После регистрации найдите письмо с подарком в своем электронном почтовом ящике!
8 800 550 63 27
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
PlayPause
Slider
Алена Полынь и Кристина Мандрагора СМИ о нас

Интересное в Лавке Ведуньи

Добро пожаловать, Гость
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3

ТЕМА: Славянский Пантеон Богов

Славянский Пантеон Богов 3 года 1 мес. назад #54857

  • ib8c2503775
  • ib8c2503775 аватар
  • Не в сети
  • Пользователь заблокирован
  • Сообщений: 6008
  • Спасибо получено: 25099
Бог Святобор

Святобор - один из высших Богов славян-язычников, который заведовал лесами и лесными угодьями. Является сыном Рода. Женой его всегда представлялась Девана (славянская богиня охоты, дочь Дивы-Додолы). Сыновьями Святобора и верными помощниками в лесных делах являются Туросик, Стукач, Свида и Пахма. Само имя Святобор или Святибор говорит нам о том, что местом управления данного божества является бор или лес.
В лесу он хозяин и полновластный правитель. Тот, кто покушается на лес с нечистыми помыслами, неуважительно относится к деревьям, траве и плодам лесным, наносит большой или невосполнимый урон в силу своей жадности или глупости, обязательно узнает на себе гнев этого Бога. В его задачи, так сказать - на вверенном ему участке земного существования, входят поддержание жизни, обеспечение гармонии и согласия между всеми его обитателями.
Кроме вышеуказанных провинностей, за которые не прощает Святобор, стоит указать ещё несколько поверий древних и современных славян. Охотник не вправе посягать на жизнь зверя с детёнышем, или животное, которое ждёт приплод. То же относится и к рыбе, которая идёт на нерест. Святобор отвечает и за водную составляющую лесов. Ни в коем случае нельзя делать вырубку и калечить деревья в священных местах, куда славяне ходили просить Богов о помощи, где славили Небесную Сваргу и пращуров, где ставили кумиры или возводили капища или в тех местах, которые считались местами силы, где жили духи и божества. Такие места являются местом обиталища Святобора, Деваны и его помощников.
Святобор в понимании славян - само олицетворение природы. Не какое-нибудь злое и лохматое существо, а сама природа, её лик. Природа всегда жива и является главной кормилицей человека. Обижая Бога Святобора, мы обижаем природу, а следовательно саму жизнь. Издревле люди на славянской земле называли: траву, кустарники и деревья - волосы Матери-Сырой Земли, горы и камни - кости её, вода - кровь земли, роса - пот, корни растений - жилы и сухожилия и др. Следуя этим понятиям, всё это есть единое тело Матери Земли, за которым и призван ухаживать Святобор, защищать его от посягательств и нерадивого использования.
Как уже говорилось, помощниками Святибора являются Туросик, Стукач, Свида и Пахма. Все эти существа не так добры к человеку, как их повелитель. Мало того, они считаются очень опасными и коварными существами, с которыми лучше не встречаться в лесу. Туросик - это тур или олень с золотыми рогами (или представлявшийся им дух), который повстречавшись в бору человеку, покорял его своим видом. Человек, влекомый диковинным животным, шёл вслед за Туросиком и оказывался в непроходимом болоте, из которого назад пути нет. Стукач - изображает стук топора в лесу. Люди (в основном заблудившиеся), услышав этот стук, шли на него, надеясь найти помощь, и также оказывались в непроходимых болотах и трясинах.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Северный мох

Славянский Пантеон Богов 3 года 1 мес. назад #54858

  • ib8c2503775
  • ib8c2503775 аватар
  • Не в сети
  • Пользователь заблокирован
  • Сообщений: 6008
  • Спасибо получено: 25099
Бог Коляда

Коляда - славянский Бог, которого относят к одним из солнечных Божеств. Считается сыном Даждьбога, одним из его ликов. Даждьбог Сварожич - главный Бог Солнца, Коляда является одним из его проявлений, самым младшим олицетворением, Солнцем-Младенцем. Недаром праздник этого Бога происходит прямо за зимнее солнцестояние. С этого дня солнце поворачивает на лето и каждый день прибавляет свои силы. Коляда считается молодым Богом, молодым Солнцем, который сменяет в свой праздник старое Солнце Световита, которое клонится к закату. Молодой Коляда - это сильный и ретивый Бог, который начинает "противостояние" зиме. Иногда Коляду представляют не просто юным молодцом, но даже новорождённым, младенцем. Он есть ипостась нарождающегося Солнца. За этим его и прославляют, отмечают всеобщими гуляниями в его День Рождения, который так и именуется "Праздник Коляда".
Этимология слова-имени "Коляда" до конца не ясна. Многие историки и лингвисты пытались расшифровать его как можно более точно, но сейчас существует несколько версий, ни одна из которых, увы, так и не подтверждена с точностью на 100%. Так имя языческого Бога и название языческого праздника относят к произошедшему от слова "коло", то есть "колесо" или "колесо солнца". Так как Коляда является Богом Солнечным, то можно предположить, что это одна из самых достоверных версий. Филолог-славист Пётр Алексеевич Бессонов предположил, что Коляда относится не к солнечному "колесу", а "колоде" или зажженному пню. Филолог Дмитрий Михайлович Щепкин предположил, что Коляда происходит от слова "колед", то есть вокруг идущий или "коледа", то есть круговые яства. Все эти теории имеют право на существование, тем более что они никак не противоречат естеству Бога Коляды. Такие же расшифровки, как латинское слова "календа" и славяно-арийско-инглиистическое "Коляды Дар (календарь)" считаем недействительными и относящиеся к области вымысла.
Многие считают, что Коляда является Богом веселий и застолий, но это далеко не так. Это заблуждение родилось вследствие того, что новая религия, которая стала предлагать людям свои убеждения, выразила мнение, якобы Коляда является днём бессмысленных веселий и гуляний, а вовсе не торжеством в честь родившегося Солнца, где Бога чествовали, славили и зазывали. Потеряв саму связь с понятием причины праздника, Бога Коляду стали считать Богом веселья, застолья и так далее. Это, в принципе, не верно, и к таким вещам, как веселье, относится не Бог Коляда, а только лишь его праздник, который устраивают сами люди.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Северный мох

Славянский Пантеон Богов 3 года 1 мес. назад #54859

  • ib8c2503775
  • ib8c2503775 аватар
  • Не в сети
  • Пользователь заблокирован
  • Сообщений: 6008
  • Спасибо получено: 25099
Славянские русалки

Русалки, или водяные девы (Мавки, Навки, Лоскотухи, Лохматки, Шутихи, Купалки, Водяницы, Лешачихи, Девки-Волосатихи, Берегини), известны во многих культурах. Люди, которые живут под водой, имеют необычную внешность, обладают некой связью с потусторонним миром, известны в истории и мифологии практически всех стран мира. И всё же, по каким-то причинам, русалки одной культуры сильно отличаются от русалок другой культуры. К примеру, в Европе бытовали поверия, что русалки - это девы с рыбьими хвостами. В нашей же культуре, традициях и мифологии славян, русалки - это духи, души заложных покойников, то есть умерших не своей смертью. В отличие от обычных привидений и призраков, русалки наши, хоть и являются духами, всё же имеют вполне реальные черты, вполне осязаемы и их довольно сложно отличить от обычных людей.

С одной стороны, таким образом наши русалки являются более опасными, так как могут притвориться человеком и навредить людям. У них нет хвоста, передвигаются они на ногах, часто имеют красивую внешность. Всё это может способствовать русалкам славянским причинить больше вреда живущим людям. Однако это вовсе не так. Да, русалки считаются опасными. На Русальной неделе опасно купаться, входить в воду и даже гулять в поле или лесу ночью, но нельзя забывать и о том, что наши русалки - это не какие-то злобные существа, а наши предки. Наши предки, которые умерли не своей смертью и вынуждены доживать отведённые им на земле дни в облике русалок, крайне редко причиняют вред живым людям, иначе - своим потомкам. Зачастую такое происходит при несоблюдении определённых правил самим человеком. А тот, кто нарушает обычаи и традиции, идёт наперекор с силами Нави, потусторонним миром, может поплатиться за свою неосторожность. Да и само название "русалка", что с древнеславянского можно перевести, как: "русый", "светлый", "чистый", говорит само за себя.

Русальная неделя
Праздником славянских русалок является Купальская Неделя и, собственно, апогей праздника, его вершина - Купала. В эту ночь они веселятся и уходят в свои омуты до следующего лета. Судя по исследованиям древних поверий и мифов, вода является вратами в иной мир, в подземное царство. Поэтому русалки выходят в земную Явь именно из озёр, рек и других водоёмов. Также за русалок часто принимали девушек-утопленниц, которые утонули в том или ином водоёме по своей инициативе или по случаю, а также проклятые при жизни девушки и те девушки, которые умерли до брака. Позднее напластование на поверие в русалок, якобы это некрещёные дети, некрещёные девушки не имеют под собой никакой почвы и являются самой настоящей выдумкой, так как само поверие в водяных жительниц появилось у славян гораздо раньше, чем христианство.

Как уже говорилось, русалки есть во многих культурах мира. В разных видах, с разными именами и названиями они живут практически на всей территории Матушки-Земли. В одних мифах - это Боги, в других мифах - это существа и духи. Многие исследователи считают первым упоминанием о русалках вавилонского Бога Оаннеса, который менял свою форму и стал существом с головой и торсом мужчины и хвостом вместо ног. В Сирии - это Богиня Атаргате, которая также имеет рыбий хвост и является покровительницей рыболовов. В средней Азии - Ведява (Мать Воды). В Средней Азии же - Су-къз (наполовину девы, наполовину рыбы). В Ирландии - Мерроу. В древней Греции люди с рыбьими хвостами женского пола именовались Сиренами, а мужского - Тритонами. Сиреной русалок и сейчас называют во многих европейских странах - Франции, Италии, Испании и т.д. Также хвостатых существ в Греции называли Нереидами, а вот похожих на наших русалок, духов, полубогов, живущих в реках и озёрах называли - Нимфами. Можно сказать, что именно греческие Нимфы ближе всего к нашим Берегиням. Германская Ундина также не имеет хвоста. В южнославянской мифологии русалок называли - Вилами. Вилы являются обитателями вод, владеют источниками, реками, озёрами, прудами и колодцами. Считалось, что именно вилы запирают воды на зиму слоем льда.

Русалка-мавка
В славянской древности русалок называли Мавками. Мавками называли в древности и духов умерших детей. Представляли их, то красавицами с зелёными от водорослей волосами, то безобразными старухами. Безобразная старуха, часто косматая, с отвисшими грудями, большим брюхом, горбом на спине, страшным лицом и повадками, судя по всему, произошла из более древнего поверия в Водяниху или Водяную Чертовку. Водяниху можно сравнить с Кикиморой. Возможно, что в древности в водоёмах было место и Водяному и Водянихе и самим русалкам, но впоследствии эти понятия смешались. Также Мавки представляются спутницами Водяного - царя водоёма.

Чаще всего русалку всё же представляют красивой, простоволосой девушкой, которая ходит либо без одежды, либо в рубахе без пояса. При встрече с такими духами им стоит кинуть одежду или платок, что бы избежать несчастий.

Древние славяне также верили и в русалочьих детей. Как это ни удивительно, но у духов тоже могут быть свои детки. Чаще всего русалочьи дети - это дети самих русалок, которые родились после связи русалок со своими мужьями из иного мира, с мужьями из мира людей, которых они затащили в омут, утопили и сделали своими мужьями, либо с самим Водяным - хозяином заводи. Однако иногда русалочьих деток представляли, как духов утонувших детей. Детей русалок, плачущих или наоборот - излишне весёлых, обычно нагих, также можно встретить на Русальной Неделе возле водоёмов, в полях и рощах.

Удивительны предания древних славян и о способностях русалок. Им приписывают поистине фантастические чудеса. Так русалки могут обернуться возом сена, красной коровой, лошадью, телёнком, собакой, мышью, птицей, зайцем. Однако эти превращения зачастую относятся к тем или иным мифическим рассказам, где русалка для какой-то нужды оборачивается в то или иное животное либо вещь. В народном поверии всё же русалка остаётся самой собой.


Ещё одним удивительным фактом является то, что во многих культурах - и в тех, где русалки представляются дивными существами с рыбьими хвостами, и в тех, где русалки представляют духов и выходцев из иного света, русалки занимаются расчёсыванием волос. С чем связано такое поверие разных народов, достоверно неизвестно. Но в сказках и мифах всего мира, русалок видят именно за этим занятием - сидящими у заводи, на камне или дереве и неизменно расчёсывающими волосы. Многие исследователи считают расчёсывание длинных волос гребнем древним колдовским обрядом, которым пользовались и обычные люди. Скорее всего, обряд расчёсывания длинных волос специальным гребнем был приурочен к магическому влиянию на погоду, вызыванию дождя.

На Русальную Неделю люди часто оставляли подношения мавкам, чтобы те не гневались на людей и обходили стороной их со своими забавами. Подношения эти, как правило - лоскутки одежды, одежда для русалочьих деток, нитки, клубки (русалки считаются любительницами шить, вышивать и прясть, и часто крадут пряжу, нити у хозяек, которые вывесили их на улице). Некоторые исследователи считают, что изначально Русальная Неделя была поминовением не водяных дев, а умерших не своей смертью людей. Духи таких людей считались беспокойными и опасными, поэтому в эти праздники их пытались задобрить. Затем уже умершие не своей смертью стали русалками со всеми современными атрибутами. Причём, стоит также сказать, что русалки, преимущественно будучи девушками, особую опасность представляют для молодых парней и мужчин, так как считают, что могут утянуть их на дно своего водоёма и сделать своими мужьями. Спасались от них самыми разными способами. Кроме того, что произносились определенные защитные заклинания, от русалок можно было оберечься при помощи чеснока, а также полыни. Полынь в Купальских обрядах используется и по сей день. Полынь нужно укреплять на своём доме, носить всю неделю при себе, а также бросать в купальские костры. Запах полыни нехорошие духи не переносят и уходят восвояси, не причиняя людям никакого вреда. Также считается хорошим средством от русалок отведение от них взгляда. Когда русалки будут приставать, нужно смотреть не на них, а в землю. Чтобы отвадить напавших лоскотух-мавок, можно уколоть одну из них иголкой или булавкой. В этом случае все русалки тут же убегут прочь.

Кроме того, что русалкам предшествовали умершие не своей смертью, ещё большие черты они переняли от древних Богинь или духов, которых называли - Берегини. Берегини тесно связаны с культом воды. Есть два мнения на счёт того, кто такие Берегини. Одни считают, что "Берегиня" - происходит от слова "беречь" и эти существа оберегали людей, леса, животных и так далее. Другие считают, что "Берегиня" - произошло от слова "Берег" и эти мифические существа жили по берегам рек. Хотя вполне возможно, и это тоже никем не отвергается, что обе этих расшифровки являются правильными и мели место быть в древности. Именно Берегини и были ранее прообразом русалок, их предшественницами. Это не означает, что одних забыли, а других прославили. Просто появилось новое слово "русалка", которое вошло в обиход, в разговорную речь и потихоньку заменило собой Берегиню. Считается, что само слово русалка появилось в славянской культуре и языке сравнительно недавно. Первое литературное упоминание относится к XVIII веку. До того водяных дев называли другими именами - Мавка, Лоскотуха, Водяница, Берегиня и другими.

Русалкам-мавкам приписывают и настоящее чувство юмора. Они любят погулять, посмеяться, устраивать разные козни, шутки. К примеру, русалки могут ради забавы завернуть спящим на воде гусям крылья одно за другое, так что, когда они просыпаются, то не могут расправить свои крылья и, соответственно, взлететь. Русалки большие охотницы до развлечений. Народная фантазия представляет их, то пляшущими вокруг костра, то играющими в различные игры, кружащимися в хороводах на суше или прямо в воде, на лунной дорожке. Они любят петь и постоянно смеются, то ли над своими шутками, то ли над людской глупостью. Считается - где пляшут, водят хороводы, играют и развлекаются русалки, там трава растёт гуще и сочнее. Всяческими способами люди пытались привадить русалок в свои поля, чтобы Водяницы сделали их урожай обильным. Ведь русалки считаются ещё и покровительницами плодородия! Но, конечно же, самой грозной шуткой русалок считается щекотка. Поймав человека в лесу, поле или у своего водоёма они могут защекотать его до смерти. После этого человека могут утащить на дно, либо оставить и водить вокруг него хороводы. Есть поверие, что тело такого человека не будет разлагаться вплоть до того момента, как его не найдут люди.

Русалок называют и лихоплесками, от того, что они постоянно плещутся в воде, лихо пляшут. Особое место в поверье в русалок отводят их песням. В Курской губернии даже бытовало поверие, что все песни и мелодии, которые есть у людей, были в древности подслушаны и переняты именно у водяных дев.

Русалки в нашей древности - это поэтически воспетые славянским духом Богини рек, озёр и водоёмов. Они прекрасны, красивы, веселы, задорны, шаловливы. С ними связано много поверий, мифов, удивительных рассказов и быличек. Русалкам посвящались праздники. Их не боялись, по-своему любили и ценили. Впоследствии, когда началось угнетение язычества, как исконной веры всех славян, из русалок стали делать монстров, пугать ими детей и взрослых, превратили добрых, зачастую безобидных и даже помогающих, в демонов и чертей. На самом же деле давно стоит пересмотреть современные представления о Русалках, Лоскотухах, Водяницах, Мавках, Берегинях и Вилах. Вера в водяных жителей - это одно из самых красивых поверий, которые оставили для нас наши далёкие предки, которые тогда ещё были настоящими язычниками, понимали голос природы, знали её тайны и секреты. Русалок не раз воспевали поэты и писатели, художники и даже скульпторы. Будем же и мы хранить наши традиции и обычаи, в частности те, что связаны с прекрасными жительницами вод.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: ЕленаГал, Северный мох

Славянский Пантеон Богов 3 года 1 мес. назад #54860

  • ib8c2503775
  • ib8c2503775 аватар
  • Не в сети
  • Пользователь заблокирован
  • Сообщений: 6008
  • Спасибо получено: 25099
Птица Гамаюн


Гамаюн - одна из священных птиц славян. Наряду с птицами Сирин и Алконост, её часто представляют живущей в ветвях Мирового Древа. Птица Гамаюн спускается к людям только для того, чтобы сообщить что-то важное, также ей приписывается роль рассказчицы, так как Гамаюн знает обо всём, что было, есть и даже будет. Гамаюн птица - это вещая птица.
Само имя птицы Гамаюн, происходит от древнеславянского "гамаюнить", "гаманить", "гамить", то есть - вещать, рассказывать, разговаривать. Кроме того, в древнем языке слово "гамаюн" переводилось и как "баюкать", "убаюкивать". Производными от старого слова являются: гомон, угомониться. Изображается в виде птицы с женской головой.
Кроме всего прочего, Гамаюн считается посланницей Богов (Бога мудрости Велеса), посредником между людьми и Богами. Она знает всё и обо всём. Ей известны все тайны земли и неба, тайны людей и Богов, тайны времени, жизни и смерти. Повстречав такую птицу, человек может узнать всё, что захочет, если, конечно, Гамаюн захочет открыть эти тайны человеку.
Когда птица Гамаюн начинает петь, люди забывают обо всём на свете. Её пение настолько прекрасно, что человек может пойти вслед за ним, даже не смотря на любые опасности. Однако считается, что Гамаюн отнюдь не вредит людям, а неизменно приносит счастье. Человек, который услышит её пение, обретает знания и избавление от своих несчастий и бед.
Если обратить своё внимание на геральдику, то здесь священной птице отделена особая роль. Она символизирует не только мудрость и счастье, но и богатство, удачу, победу, благополучие, величие и мир. В частности изображение птицы Гамаюн до сих пор сохранилось на гербах Смоленска и Смоленской области, Михайловска, который расположен в Свердловской области, Удмуртии и села Тербуны в Липецкой области.

«На гладях безконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поёт,
Не в силах крыл поднять смятенных…»
«Гамаюн, птица вещая» А.А. Блок
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: ЕленаГал, Северный мох

Славянский Пантеон Богов 3 года 1 мес. назад #54861

  • ib8c2503775
  • ib8c2503775 аватар
  • Не в сети
  • Пользователь заблокирован
  • Сообщений: 6008
  • Спасибо получено: 25099
Корова Земун

Небесная корова Земун
Корова Земун (священная Небесная Корова), как и Коза Седунь, была сотворена Родом на самой заре времён. Она является матерью Велеса от Рода Вышня. Поэтому Велес часто изображается как бык или человек с бычьей головой и зовётся Велесом-Коровичем. В день Велеса принято не есть молочные продукты в честь почитания Велеса-Коровича и его матери Коровы Земун. В начале времён Священная Корова жила на острове Березань, но после перебралась в Верхний Мир Богов. По разным данным Млечный Путь или наша галактика была создана из молока Земун или молока Козы Седунь. По другим можно судить, что этот процесс был создан обеими богинями. По саду Ирия (славянский рай) течёт молочная река прямо из вымени Земун.
Коровы созидательницы есть во многих религиях, в том числе и в славянском языческом веровании. Параллели Небесной Коровы Земун можно найти в Египетских верованиях (корова-небо), в Индийских, где до сих пор коровы являются священным животным, у Лакцев и Лезгин корова является покровительницей рода.
Эту Богиню почитают как в Велесов День 11 февраля, так и 10 Апреля, когда чествуется сама Корова Земун. Считается, что это божество покровительствует путникам и помогает заблудившимся.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Северный мох

Славянский Пантеон Богов 3 года 1 мес. назад #54863

  • ib8c2503775
  • ib8c2503775 аватар
  • Не в сети
  • Пользователь заблокирован
  • Сообщений: 6008
  • Спасибо получено: 25099
Коза Седунь

Славянская богиня Коза Седунь

Коза Седунь (Небесная Коза) была сотворена Вышним Родом на самой заре времён. Принимала самое активное участие в создании всего нашего мироздания. В пантеоне Богов она занимает одно из самых верхних мест. Из пены её молока родились Уточка (Мировая Уточка) и Чёрный Змей, а также Млечный Путь (Млечный Путь или наша галактика по сути и является молоком Козы Седуни). Уточка и Чёрный Змей являются её белой и чёрной стороной. Коза Седунь является матерью Дыя, Дивии и Вия.
Сёстры и братья Козы Седунь: Лада, Сварог, Хорс, Велес, Святогор, Крышень, Корова Земун, Бурёна Корова, Вала Дона Корова. Буквально Седунь можно перевести как Седая или Старая, что говорит о её древности, мудрости.
Седунь считается Богиней Рожаницей, которая на самой заре мира, начала времён вскормила молоком Тёмных Богов.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: ЕленаГал, Северный мох

Славянский Пантеон Богов 3 года 1 мес. назад #54864

  • ib8c2503775
  • ib8c2503775 аватар
  • Не в сети
  • Пользователь заблокирован
  • Сообщений: 6008
  • Спасибо получено: 25099
Домовой

Одним из самых популярных духов или существ, который был известен предкам-язычникам и хорошо известен в наше время всем, даже тем, кто не признаёт язычество или даже считает себя атеистом, является домовой. Поверье в существование домашнего духа, который помогает или проказничает в доме, по какой-то причине не затёрлась под давлением христианства, которая называет домовых или духов-хороможителей, бесами и чертями. До сих пор представления о них живы и сохранились так точно, что многие знают - как подкармливать домового, как от него защититься, как умилостивить домового и другие интересные вещи.

Домовой, домовик, дедушка, запечник, доможил, суседко, дух-хранитель дома и многие другие имена и названия присущи домашнему божеству, покровителю жилища, хозяину дома, главному помощнику людей. Надо сказать, что с недавнего времени за домовым закрепилось и ещё одно название, которое известно, как - Барабашка. Домовой издавна считается духом Велеса (Велесич). Так как Бог Велес покровительствует людям, их благополучию и благосостоянию, то домовые в этом ему помогают и всячески способствуют ладу в семье, здоровью людей и домашних животных.

Думаю, что не нужно расшифровывать слово "Домовой". И без лишних объяснений понятно, что термин произошёл от слова "дом". Также понятен и эпитет "Суседушко". Дедушкой домового называют потому, что, по поверьям и свидетельствам людей, которые смогли его увидеть, домовой выглядит как дедушка небольшого роста с бородой. Славяне верят, что домовые рождаются старыми, а умирают младенцами. Истоки этого представления сложно трактовать, но возможно это происходит из древнейших поверий в то, что домовые духи - это души умерших предков, которые доживая в качестве домового до младенческого возраста, могут заново родиться человеком.

Кроме того, домового называют и другими именами. Лизун - из-за того, что домовой может зализывать волосы у детей и домашней скотины. Гнетко (гнетка, гнетеница) - это имя дано домовому по той причине, что тот якобы может наваливаться на человека, пока тот спит и душить его - в такие моменты человеку очень трудно дышать, а сквозь сон он может даже почувствовать (или ему может это показаться), что сверху на нём кто-то сидит. Запечник - очень распространенное название домового. Запечником домового духа зовут потому, что по поверьям славян, домовые обитают за печкой. Когда домовой злиться или хочет предупредить о чём-то, то может шуметь за печью, стучать, издавать различные звуки и даже выть. По этой же причине часто домового зовут Голбешник - по названию перегородки, которая находится за печью - голбец. Из некоторых славянских представлений, в которых домовой дух живёт в подполе, иногда его называют подпольником. Ещё одно название домового, которое не очень известно - Пастень или Стень - тень на стене, привидение.


Многие люди бояться домовых. Самый "раскрученный" образ домашнего духа - это бес, который может причинить много беспокойства, шумит, является в виде различных монстров, проявляет себя, как полтергейст. На самом деле всё это очень далеко от правды. Бояться домовых вовсе не стоит. Домовые существуют в каждом жилище, даже, несмотря на то, что в современном мире существует много миллионов домов и квартир. Обычно домовые никак себя не проявляют, следят за порядком, могут уберечь от разных неприятностей. Однако здесь не нужно рассчитывать на необыкновенную магию домового и считать, что он может выключить забытый вами газ или утюг и предотвратить пожар. В случае, если домовой почувствует угрозу, он попытается привлечь внимание различными способами, например необычными шумами и другими вещами. Однако современные люди настолько безразличны к этому, что забыли - что значит прислушиваться к подсказкам из иного мира.

Иногда домовой озорует или балует. Это может происходить по многим причинам. Домовой может просто шутить вследствие своей игривой натуры. Домовой может предупреждать о чём-то и указывать на имеющиеся проблемы, которые ему не нравятся и могут навредить людям и дому. Домовой может злиться на то, что люди-хозяева неправильно ведут себя в доме, относятся к хозяйству плохо. В последнем случае домовой может даже выжить людей из своего дома за их отношение. Считается, например, что домовой не любит ленивых. Беспокойство Домовых может проявляться по-разному. Например, могут пропадать вещи, а потом возникать на том же месте или в совершенно немыслимых местах. Люди могут слышать различные звуки - скрип, хлопанье дверей, звук бьющейся посуды, стук, беспорядок и так далее. Больше того, домовой может специально показаться людям. Люди могут увидеть своего призрачного соседа как некий человекообразный или движущийся образ боковым зрением. Считается, что домовых могут видеть домашние животные и дети, с которыми тот дружит, играет и общается.

В старину считалось, что особым вниманием у домовых пользуются лошади. Понравившуюся лошадь домовой холит и лелеет, заплетает ей гриву и хвост. Если же лошадь пришлась ему не по нраву, то он будет её мучить и всячески выживать. По этому же поверью, в старину люди подбирали лошадь по своему домовому, а именно - по окрасу его волос. Считалось, что домовой принимает лошадь, у которой цвет шерсти схож с цветом его волос. Если люди видели, что лошадь часто по утрам измучена и плохо себя чувствует, то принималось решение сменить лошадь на животное другого окраса. В большинстве своём люди уже знали, какого цвета лошади нравятся домовому, так как он жил в доме из поколения в поколение и о нём рассказывали своим потомкам отцы и деды.

Так же домовой имеет воздействие и на людей. Так как дух-хранитель часто бодрствует ночью, то на утро люди могут увидеть, что их волосы и бороды заплетены - это означает, что домовой расположен доброжелательно. Если же появляются непонятые синяки на теле, тем более если эти синяки болят, то значит - домовой чем-то расстроен, может быть даже разгневан и пытается таким образом показать свою досаду на хозяев. Во всяком случае, к домашнему духу всегда относились и относятся с большим уважением. Его нельзя оскорблять вслух и даже считалось, что не стоит произносить само слово "домовой" напрасно. Поэтому ему придумали и другие имена - дедушка, суседушка, хозяин.


Если хозяева дома переезжают на другое место жительства, то обязательно нужно забрать домового вместе с собой. Для этого с хлебом-солью просят домового выйти из старого жилища и прийти в новое. Иногда лопатой берут уголь из старой печи и переносят в новую печь (если переезд осуществляется из деревянного в деревянный дом). Считается, что вместе с этими угольями в лопате переносится и хранитель домашнего очага. При этом домовой переходит в новое жилище вместе со всей своей семьёй. Если дом только что построен и здесь не было жильцов, тогда проблем не возникнет, а вот если новое жилище уже было кем-то раньше обжито, то старый и новый домовые могут соперничать и даже драться, что может выражаться в постоянном шуме, как будто где то рядом сцепились два невидимых существа.

Если домовой проказит и уже нет никаких сил терпеть то, что происходит в доме, тогда его можно усмирить. Старинный метод говорит о том, что для усмирения необходимо закопать под порогом череп или голову козла. Считается, что домовые очень не любят и даже боятся коз и козлов. Но лучше, чтобы сам хозяин взялся за усмирение духа-соседа. Для этого нужно взять кнут и, обходя дом, стегать все углы, мебель, вещи, стены, пол и так далее, приговаривая громким и самоуверенным голосом, чтобы домовой знал своё место, что он должен не проказить, а беречь хозяйство и помогать людям, а не вредить им. После этого домовой должен стать смирным. Здесь стоит сказать, что кнут выступает в роли символа Перуна, символа молнии и грома - мощным средством против любого проявления извне.

В современном мире, когда традиционная русская печь исчезла даже из многих деревянных домов, а в квартирах и деревянных домах современной планировки ей и вовсе не находится места, место жительства домового в жилище перемещается в кладовые с запасами. Также считается, что домовой может обитать на кухне.

28 января День Домового, Велесичи, Кудесы, Бубны
Днём домового считается 28 января (День Домового, Велесичи, Кудесы, Бубны). В этот день сохранилась славянская традиция чествовать домового. В домах, где стоит печь, обычно кладут хлеб за печку. Также в этот день кроме блюд, которые ставятся всем обитателям дома, ставят и ещё одно блюдо для домового. После того, как все поужинали, посуду убирают, но блюдо с яствами домового оставляют до утра. В качестве ритуальных блюд чаще всего выбираются - кутья, блины, кисель и другие. Для ритуала кормления домового стоит оставить в кутье или другом блюде ложку, чтобы домовому было чем отужинать предлагаемые яства. Ночью домовой приходит и ужинает. Этот ритуал практически не отличим от других ритуалов в честь предков, которым оставляли ужин на ночь. Поэтому считается, что домовой не просто существо из иного мира, а один из душ предков, который остался в доме, чтобы следить за благополучием своих потомков.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Северный мох

Славянский Пантеон Богов 3 года 1 мес. назад #54865

  • ib8c2503775
  • ib8c2503775 аватар
  • Не в сети
  • Пользователь заблокирован
  • Сообщений: 6008
  • Спасибо получено: 25099
Вий

Вий (вост. слав.) Ний (зап.-слав) в православии - св. Касьян - бог навьего подземного мира и посмертный судья, по Длугошу ("История Польши", XV в.), возможно, одна из ипостасей Велеса:
"KH.I. ... Плутона прозывали Ныя (Nya); его считали богом подземного мира, хранителем и стражем душ, покинувших тела, и происли у него после смерти провести в лучшие места преисподней, и поставили ему главное святилище в городе Гнезно, куда сходились изо всех мест."

Гололевский Вий
Мацей Стрыйковский в "Хронике польской, литовской и всей Руси" в 1582 году пишет:
"Плутона же, бога пекелъного, которого звали Ныя, почитали вечером, просили у него по смерти лучшего усмирения непогоды. "
"И вдруг настала тишина в церкви: послышалось вдали волчье завывание, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви, взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые крепкие корни выдавались из него засыпанные землею руки и ноги. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.
- Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий. - И все сонмище кинулось подымать ему веки."
Мы знаем, что в сказках типа "Бой на Калиновом мосту" герой и его названые братья справляются с тремя чудо-юдами, затем раскрывают козни чудо-юдовых жен, но мать змеев смогла обмануть Ивана Быковича и "утащила его в подземелье, привела к своему мужу - старому старику.
- На тебе - говорит, - нашего погубителя.
Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он тогда двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:
- Возьмите-ка вилы железные, поднимите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей. Богатыри подняли ему брови и ресницы вилами: старик взглянул..."
Не правда ли, похоже на Гоголевского Вия.
Старый старик устраивает Ивану Быковичу испытание с похищением для него невесты. А затем соревнуется с ним, балансируя над огненной ямой, стоя на доске.
Старый старик этот проигрывает испытание и низвергается в огненную яму, т.е. в самую глубь своего нижнего мира. В связи с этим не лишне упомянуть на то, что южные славяне зимой проводили новогодний праздник, где сжигался старый, змеевидный бог Бадняк (соотносимый со старым годом), а его место занимал молодой Божич.
Вий - худ. Виктор Корольков
На Украине есть персонаж Солодивый Бунио, а попросту Шолудивый Боняк (Бодняк), иногда он является в образе "страшного истребителя, взглядом убивающим человека и превращающим в пепел целые города, счастье только то, что этот убийственный взгляд закрывают прильнувшие веки и густые брови". "Длинные брови до носа" в Сербии,
Хорватии и Чехии, а также в Польше были признаком Моры или Зморы. это существо считалось воплощением ночного кошмара.
Приехавший к слепому(темному) отцу Святогора погостить Илья Муромец на предложение "пожать руку" подает слепому великану кусок раскаленного докрасна железа, за что получает похвалу:" Крепка твоя рука, хороший ты богатырек" .
Болгарская секта богомилов описывает Дьявола, как превращающего в пепел всех, кто посмеет взглянуть ему в глаза .
В сказке о Василисе Прекрасной, которая жила в услужении у Бабы-яги, говорится о том, что она получила в подарок за труды - в одних случаях - горшок (печь-горшок), в других случаях - череп. Когда она вернулась домой, череп-горшок сжег дотла своим магическим взглядом ее мачеху и дочерей мачехи.
Таковы, далеко не все источники о древнейшем навьем божестве Вий, который имеет аналоги у древних ирландцев - Ыссбаддадена и Балора.
Он же в дальнейшем, вероятно, сливается с образом Кощея (сын Матери Земли, изначально земледельческий бог, затем - царь мертвых, бог смерти). Близок по функциям и мифологеме к греческому Триптолему. Утка, как хранительница яйца со смертью Кощея, почиталась его птицей. В православии заменен злым святым Касьяном, чей день отмечался 29 февраля.
Касьян на что ни взглянет - все вянет. Касьян на скот взглянет, скот валится; на дерево - дерево сохнет.

Касьян на народ - народу тяжело; Касьян на траву - трава сохнет; Касьян на скот - скот дохнет.

Касьян все косой косит...

Любопытно, что Касьяну подчинены ветра, которые он держит за всевозможными запорами.
Обращает на себя внимание родство слов КОЧерга, КОШевой, КОЩей и КОШ-МАР. Кощ - "случай, жребий" (ср. Макощ). Предполагалось, что Чернобог кочергами ворошит угли в пекле, чтобы из этой мертвой материи народилась новая жизнь. Есть православный святой Прокопий Устюжский, изображаемый с кочергами в руках, как, например, на барельефе церки Вознесения на Б.Никитской улице в Москве 16 века. Этот Святой введенный в 13 веке, ответственен за урожай, у него три кочерги, если он их несет концами вниз - уражая нет, вверх - будет урожай. Таким образом, можно было предугадать погоду и урожайность.
Кощей в более позднюю эпоху выделился в самостоятельный космогонический персонаж, который заставляет живую материю быть мертвее, связан с хтоническими персонажами типа зайца, утки и рыбы. Несомненно, связан с сезонными омертвениями, является врагом Макоши-Яги, которая проводит героя в его мир - кощное царство. Интересно и имя героини, похищаемой Кощеем - Марья Моревна (смерть смертная), т.е. Кощей - еще большая смерть - стагнация, смерть без возрождения.
Почитание ежегодное Вия-Касьяна приходилось на 14-15 января, а также 29 февраля -Касьян День.
Вий царь подземного мира, брат Дыя. В мирное время он тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич которым потчует грешников. У него тяжелые веки - их держат вилами его много численные слуги. И он до смерти не выности солнечного света. По русским и белорусским сказкам, веки, ресницы или брови Вия поднимали вилами его помощники, отчего человек, не выдерживавший взгляда Вия, умирал. Сохранившаяся до 19 в. украинская легенда о В. известна по повести Н. В. Гоголя. Возможные соответствия имени Вия и некоторых его атрибутов в осетинских представлениях о великанах-ваюгах (см. Уаиг) заставляют признать древние истоки сказания о Вие. Об этом свидетельствуют также и параллели образу Вия в кельтском эпосе, и обилие типологических параллелей в мифологических функциях глаза.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Северный мох

Славянский Пантеон Богов 3 года 1 мес. назад #54867

  • ib8c2503775
  • ib8c2503775 аватар
  • Не в сети
  • Пользователь заблокирован
  • Сообщений: 6008
  • Спасибо получено: 25099
Бог Морок

Морок - в славянской мифологии, Бог лжи и обмана, невежества и заблуждений. Но также он - хранитель путей к Правде, скрывающий от иных Истину за пустой маятой мирскою.
Морок помогает в устранении конкурентов,а именно способствует заключению ложных сделок,ведет ложным путем в бизнесе,что приводит к разорению.Кстати,навести тень на плетень с его помощью проще,чем проведением ряда обрядов из иных направлений и практик колдовства.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Северный мох

Славянский Пантеон Богов 3 года 1 мес. назад #54869

  • ib8c2503775
  • ib8c2503775 аватар
  • Не в сети
  • Пользователь заблокирован
  • Сообщений: 6008
  • Спасибо получено: 25099
Бог Чур,Щур

Чур, Щур - в славянской мифологии - Бог межи, по ту сторону которой - смерть.Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага.
Низшее божество в восточнославянской мифологии. В его обязаности входила охрана межей, границ земельных да и вообще границ. Чур охранял родовые и племенные владения, и нечистые силы не могли переступить их границы.
Чур - худ.Виктор Корольков
На межах, границах своих владений наши предки ставили истукана с вырезанными на нем символическими родовыми знаками, считавшимися священными. Чур охранял человека от всякой "порчи" , "Нечистой силы". Видимо по этому мы иногда и говорим: "Чур меня" когда хотим защититься от чего-то нехорошего.
(Прищуриться-жмуриться-жмурик, т.е. мертвец). Не путать с чурами, чур связан с культом предков-охранителей жилища (чураться). Чуры - духи хранители, а щуры - типа римских ларов, лемуров, духов смерти, от которых откупались. Одного из духов-хранителей дома - Домового-Запечника чтили 10 февраля, ставили ему в печь кашу и пироги.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
Модераторы: ib8c2503775, Администратор Анна, if3f884ad9b
Чин Женчины Радость Империи