Читальня Знания Магия и колдовство в Якутии

array(0) {
}

Магия и колдовство в Якутии
string(50) "Магия и колдовство в Якутии"

Магия и колдовство в Якутии


Магия и колдовство в Якутии

Этот обзор написан в рамках проекта «колдовство в разных странах», во славу Изначальной Силы и Империи Сильнейших Ведьм, а так же для укрепления моего Рода!


Недавно мне попало в руки издание научной работы по исследованию наследия предков, начала прошлого века, автор книги занимался научным исследованием языка, культурных традиций и верований якутов. При ознакомлении с некоторыми обрядами мы можем говорить о том, что являясь жителями крайнего севера с его суровыми и нелегкими условиями Жизни, тем не менее, верования якутов светлы и безхитростны.

Ритуалы

Основное поклонение у народа плодородию, радости. Большинство божеств, кроме вредоносных для человека, являются радостными и светлыми и крайне любят, когда собравшиеся для их почитания люди хохочут, радуются, обильно пируют и угощают божеств и Духов. Магия для жителей крайнего севера присутствовала везде, и широко использовалась как в бытовых ритуалах, так и в сложных жизненных ситуациях. Исполнителем ритуалов в быту были сами люди – хозяин жилья и его домочадцы. Большинство более сложных ритуальных действий поручалось шаману, который являлся проводником между Мирами и связью с высшими силами. Кроме шаманов привлекали еще «высекателей огня», ритуал, который использовался для лечения детей, и поручался человеку «хоринского» Рода. Так называли древние племена, выходцев, по некоторым сведениям, из северной Монголии, прародителей якутов. В более позднее Время так называли всякого, кто вел происхождение от знахаря или ведуна.

Ритуалы проводов усопших

Не менее показательны и ритуалы проводов покойного, эти действия совершались только шаманами, помимо проводов покойного шаман проводил обязательный ритуал «возврат Душ», чтобы умерший не увел со двора людей или скотину. Путешествие Души умершего в загробный Мир представляет собой сложное испытание, так как Душа должна войти в пасть огромного змея и выйти у него из хвоста, только тогда Душа оказывается в загробном Мире. Но путь через тело змеи крайне опасен, потому что внутри змей утыкан огромными и острыми гвоздями. В связи с этим одежда и обувь покойного должны быть необычайно прочными, чтобы Душа не поранилась до крови. Лучше всего покойному давать лошадь, тогда путь окажется не такой опасный и более легкий. Родственники покойного пускали галопом вокруг захоронения лошадь, а потом незамедлительно убивали её на могиле. Мясо животного делили поровну между присутствующими, а шкуру вместе с головой, копытами хвостом и гривой вешали между деревьев, прилаживая к ней седельные мешки и сооружая седло. В более ранние времена кроме лошади, одежды и оружия с богатым человеком хоронили его слугу, которого так же убивали в день похорон хозяина. Смерти якуты придавали не меньшее значение, как и Родам, но несмотря на тщательную подготовку похорон у якутов отсутствовало слово обозначающее горб, который они называли просто «дерево».

Обряды

Познакомлю вас с некоторыми интересными обрядами. Самым главным событием для якутов являлись роды, ведь чем больше детей, тем больше любят семью боги. Когда начинались первые роды у женчины муж шел в лес, отыскивал березу из неё вырубались две развилистые ветки и одна прямая (обязательно от одного дерева, иначе будут долгие потуги). (Эти приспособления необходимы были для опоры женчиы в родах). Дома отмыкали все замки амбаров, сундуков, всех дверей. В Огонь бросали масло и гриву белой лошади (вероятно пучки волос из гривы) с заговором «Госпожа, Богиня родов кушай! Путь свой отверзи!». После появления на свет ребенка справляли родины, едят праздничное блюдо хаяхъ (смесь молока и масла), а затем забивают скотину запасённую на этот случай. Голову скотины варят целиком, делают кровяную колбасу и украшают ей вареную голову, это подношение Богине. Так же для этого же делают смесь масла и кусочков печени забитых животных. Через три дня после празднований справляют проводы Богини - собираются женчины и в левой половине юрты хоронят послед, вокруг места ставят берестяные игрушечные юрточки, в одной разводят Огонь. Из бересты делают фигуры оленя, лося, Солнца и Месяца, лук и три стрелы из лучины. Фигурки ставят у огня, женчины стреляют из сделанного лука и сбивают фигурки в Огонь, затем сразу же все разоряется и кидается в Огонь. До того, как Огонь погаснет женчины становятся в круг, хлопают в ладоши и начинают смеяться, одна из них льёт остальным на ладони специально приготовленное масло, этим же маслом мажутся лица, смеяться и радоваться всем обязательно, иначе Богиня обидеться и разгневается. Произносят так же «Государыня Богиня родов, кушай!». Некоторые женчины от смеха впадают в своеобразный транс, про них говорят, что в неё вошла Богиня, если это молодая женчина, то считается что будет у неё много детей.  Колья же, на которые опиралась роженица связывают вместе, мажут маслом и кладут под кровлей хлева до следующих родов. Если же ребенок умирает, то для следующих родов делают новые, а прежние оставляют лежать на месте. Кости оставшиеся после забоя скотины выносят в лес и там вешают на деревья крепко привязывая, ибо топтать кости человеку либо животным строжайше запрещено. При развешивании костей говорят «вот мы почтили первые роды». И если Богиня оставалась довольна, то в семье появлялось еще много детей. Если же женчина никак не могла забеременеть, то она проводила вымаливание ребенка. Шла к лиственнице, на которой имелось гнездо естественного происхождения (гнездная лиственница – это мелкие веточки, выросшие пучком в развилке и с течением Времени с нападавшими в них листочками, перышками и прочим). У южной стороны дерева расстилалась белая конская шкура, ставилась миска топлёного масла, женчина в нарядной одежде садилась на эту же подстилку и начинала молить Духов земли послать ей ребенка причитая и плача о своем несчастье. Молит и рыдает на разные лады, в это Время на шкуру может упасть жучок или паучок, женчина мигом хватает его, окунает в масло и съедает. Потом маслом обмазывается дерево вокруг, а дома делается подношение огню. Если падал жучок или козявка то это давалась жизнь мальчику, если паучок, то девочки, но по народным наблюдениям жизнь таких детей была недолговечна.


Если же родившиеся дети быстро умирали, то для такой женчины проводил обряд шаман, когда она еще ходила беременной. Ритуал проводится ночью. Вечером шаман велит забить теленка, садится перед огнем на белую конскую шкуру, берет в руки ветку березы и в трёх местах перевязывает её белой гривой с песнопениями. Женчина одевшись парадно стоя глядит в Огонь. Её три раза опоясывают белой веревкой, на которую вешают девять кусков сырой печени, девять волосков белой гривы и кровяную колбасу. Женчина низко кланяется огню, затем шаман начинает похлёстывать её веткой березы, очищая её, напевая гимны три раза по три удара, всего девять ударов. Перед огнем ставят маленький черный камень. На черной половине юрты (не освещаемой огнем) роют глубокую ямку, а на огне жарят голову, сердце и остатки печени теленка. Затем шаман разрезает веревку на женчине и со всем содержимым бросает в Огонь, берет от костра черный камень к вырытой ямке, поет там, кричит гагарой и падает ниц. Потом камень закапывается, что символизирует закрытие дороги гибели.

Обряды при постройке жилья

Не менее интересны и обряды при постройке жилища, которое начинается с выбора места и заканчивается «кумысным пиром» при заселении в новое жильё, при этом кумысом потчуют не только гостей, но и Родового Духа – Огонь, а так же сбрызгивают потолок стены и пол. Огонь в доме не должен гаснуть, это крайне плохо скажется на семье и Роде в целом, огню обязательно дают масло, приносят в жертву конскую гриву. Кормлением огня занимаются в основном домочадцы – женчины, но, если хозяину необходима помощь в охоте тогда сам хозяин берется за ритуалы. У охотников существовал свой культ – культ Баяная, их по поверьям существовало семь (по некоторым источникам девять) братьев и две сестры, которые являлись хранителями лесов, зверей, рек и рыбы, а так же отдельных охотничьих орудий, а двое из них являлись вредоносными и всячески препятствовали охотнику в получении добычи. У каждого из Духов есть имя, но при походе за добычей ни в коем случае нельзя было произносить имен и названий мест, куда охотник собирался. При славословии Духов Баянаев их обычно называли «Богатырь», «Наивеликий» и разными другими хвалебными эпитетами, а при обращении к реке или лесу к ним обычно обращались как к старшим родственникам. Для удачной охоты сначала обязательно приносили жертву огню в виде лучшего куска мяса или масла с призывом «ешьте! Кушайте!». Охотник, стоя перед огнем в этом случае являлся вместилищем Духов, впадая в транс, начинал разговор с восхищения обильной жертвой и обещаниями пригнать на охоты большое количество зверя. Находясь в трансе, охотник притопывал, приплясывал, хохотал. Так же в качестве «аванса» Духам мазал кровью половину лица с обещаниями после удачной охоты так же обильно накормить Духов. Для удачной охоты делалась кукла Баяная из дерева, без рук и ног, только с лицом, на котором нос и рот. Из серой заячьей шкуры делают доху для куклы и поселяют в плетенку, наполненную обрезками заячьих шкур. Половину лица куклы мажут кровью (лосиной если делается ритуал по добыче лося). Куклу славословят специальными песнопениями и гимнами. После добычи крупного зверя при внесении его в дом делают вид, что разрубают косяки дверей, чтобы показать Духам насколько крупна добыча, а если так не сделать, то Духи обидятся и не будут посылать зверя. Если же была добыта лиса, то её перед входом в юрту прикрывают полой и надевают ей на голову шапку, ни в коем случае не показывая Огню. Потом кладут на лежанку в черной половине, где лиса лежит три дня, живет в доме. Потом её свежуют, тушку выносят в лес, привязывая к дереву, чтобы не топтать костей животного.


Вот такие интересные сведения мне удалось почерпнуть при изучении изданий 1897-1902 годов. Надеюсь, вам было интересно.


Войдите, чтобы оставить комментарий